ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 

    Современный мир стал гораздо сложнее. Развитие науки и техники, достижения человеческой мысли требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

 

    Национальный проект образование, поставил две важные существенные задачи:

 

    1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования;

    2) воспитание гармонично развитой социально ответственной личности.

 

    В этом контексте стоит обратить внимание на международную оценку качества образования.

    Международные рейтинги качества системы образования опираются на данные исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Цель Государственной программы «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы – это качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном  исследовании качества математического и  естественнонаучного образования (TIMSS); повышением  позиций РФ в международной программе по оценке  образовательных достижений учащихся (PISA).

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment);

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study);

PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study).

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих: грамотность в чтении, грамотность в математике, грамотность в области естествознания.

С 2012 года отдельным направлением была включена финансовая грамотность.

С 2018 года в исследовании выделено еще одно направление – глобальные компетенции.

С 2021 года объектом исследования становится креативное мышление.

 

Функциональная грамотность - это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Она определяется как «практическая мудрость», способность решать повседневные задачи за пределами школы, в процессе своего социального опыта.

 

В понятие функциональная грамотность включают:

 

  • Читательскую грамотность;
  • Математическую грамотность;
  • Естественно-научную грамотность;
  • Финансовую грамотность;
  • Глобальные компетенции;
  • Креативное мышление.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

 

Виды грамотности

Задачи

Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Естественно-научная грамотность

Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни

Креативное мышление

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения

Глобальные компетенции

Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Федеральный уровень

Региональный уровень

 

Районный уровень

 

Документы образовательной организации 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ НЕДЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

 

С 06 по 10 февраля в школе прошла «Неделя функциональной грамотности».
Учащиеся 5-8 классов активно участвовали и выполняли задания по читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности. Были проведены викторины «Финансовая колонизация», «Удивительное электричество»; игра по станциям «Математические загадки»; игры в классах «Семейный бюджет», «Собака бывает кусачей», «Как быть эффективным в мире информации?». Каждый класс принял активное участие в играх и викторинах, ребята проявляли познавательную и творческую активность, активно применяя всё, что проходили на занятиях в рамках функциональной грамотности.